Рецензии на книгу
"Презентация в стиле дзен: дизайн, разработка, проведение и примеры"
07.07.2010
Мир ПК (портал)
Г.И. Рузайкин
http://www.osp.ru/pcworld/2010/06/13003031/
Представляемая книга Гарра Рейнольдса «Презентация в стиле дзен: дизайн, разработка, проведение и примеры» скорее всего вызовет интерес у очень широкого круга читателей. В него войдут и те, кто непосредственно занят подготовкой презентаций, и руководители, формирующие задания на их изготовление и оценивающие качество выполненной работы, и даже те, кто непосредственно просматривает презентации, отшелушивая зерно истины, — они усовершенствуют собственные механизмы восприятия презентаций.
Труд Гарра Рейнольдса занимает особое место в череде работ, посвященных презентациям, потому что там рассматривается подход к ним, не ограничивающийся лишь привязкой к собственным намерениям, продуктам разработки, выбору технологических средств или места и времени их проведения. Правильный подход покоится на трех китах: сдержанность, простота и естественность. Отсюда и родилась аналогия с воззрениями дзен-буддистов.
Автор уведомляет читателей, что такой подход к презентации не является методом, а всего лишь предусматривает формирование философии презентаций, точнее общего и практически весьма полезного представления о них. Лично для меня он равносилен так называемому системному взгляду на презентацию, хотя Г. Рейнольдс и не приводил такую мысль.
Конечно, изложенное в книге вербальное представление о системной модели презентации таково, что на его основе нельзя проводить количественные оценки ее характеристик. Но тем не менее рассмотренный подход позволяет строить подобные модели даже в условиях «Концептуальной эры», когда презентация должна опираться на «шесть чувств», которые присутствуют у «успешного работника и побуждают его к действиям во взаимозависимом мире, в котором мы живем, — в мире растущей автоматизации и поиска внешних ресурсов». Вот эти чувства — дизайна (рационального устройства), истории (совокупности необходимых знаний), симфонии (согласованных совместных действий), эмпатии (опоры на эмоции и умение поставить себя на место другого), игры (необходимости навыков и научения им) и значимости (осознание цели).
Итак, каковы же три основных шага в подходе Г. Рейнольдса к созданию презентации? Первый, называющийся «Подготовка», содержит размышления автора о роли творчества, ограничениях и ограничителях, которые должен учитывать не только дизайнер, но и любой участник ее подготовки, включая выдающего задание. По существу, оценивается возможность выбора средств, необходимых для того, чтобы поставить техзадание на подготовку презентации как заказчику, так и ее дизайнеру.
Второй шаг подхода — это «Дизайн». Здесь дается объяснение, почему к оформлению предъявляется такое требование, как простота. Автор считает, что она, являясь первой среди остальных эстетических характеристик, вместе с утонченностью, элегантностью, намеком (а не с чрезмерной наглядностью или очевидностью), естественностью и рядом других будит воображение и помогает тем, кто смотрит презентацию, быстрее понять ее смысл. Г. Рейнольдс отмечает, что упрощение презентации позволяет поднять ее на более высокий уровень обобщения.
Разумеется, на шаге «Дизайн» создатель презентации прорабатывает основные технологические принципы и решения. В работе перечислены семь основных принципов эффективного дизайна: отношение сигнал/шум, эффект превосходства картинки, пустое пространство, контрастность, повторение, подгонка и близость. В отдельной главе приведены образцы слайдов, содержащие изображения и текст. В главе «Подача» представлены примеры и успешных презентаций, и распространенных ошибок. Кроме того, приведены сведения о приемах самообучения, помогающих удачно провести презентацию и обеспечить в ходе ее учет обратной связи с аудиторией. А завершает книгу глава, призывающая увидеть в любой созданной презентации стимул для совершенствования.
И в заключение добавлю, что обсуждаемую книгу многие прочитают на одном дыхании, потому что ее текст выстрадан и написан с большим уважением к читателю. Издание интересно оформлено в японском стиле, пожалуй, сделано лишь отступление от традиционных черного, алого и белого цветов. Жаль только, что редактор и корректор — непонятно, по какой причине, — оставили в тексте одно и то же слово написанным и как «дзен», и «дзэн».
18.06.2009
Деньги.ua (портал)
http://www.dengi.ua/clauses/50346.html
Об идеальных, прекрасных презентациях написано о-очень много. Просто много написано о презентациях, подготовленных в PowerPoint. Безумное количество тренингов предлагается на эти темы. Только вот вопрос -- почему мы по-прежнему скучаем на каждой второй презентации, а на каждой третьей -- почти засыпаем? Скорее всего, потому, что герои, проводящие тоскливые презентации, не удосужились последовать главным принципам, которые с разных сторон и под разными соусами продвигает автор книжки.
Вкратце принципы сводятся к двум позициям: будьте краткими, фокусируйтесь на главном. Элементарно? Да. Но точно так же труднодостижимо. Потому что "как это мы не влепим сюда наш логотип, а вот сюда -- график продаж с 1913 года?". Идеальная презентация прозрачна, как утренний воздух, и бодрит, как крепкий кофе. Все
остальное не достойно нашего внимания, верно?
15.06.2009
Эксперт.UA (портал)
http://www.expert.ua/articles/14/0/6912/
Для того чтобы быть эффективной, презентация должна обладать тремя главными качествами эстетики дзен — простотой, естественностью и изяществом С чисто прикладной точки зрения Гарр Рейнольдс написал толковое, подробное и хорошо иллюстрированное пособие на тему, как правильно продумать, подготовить и провести презентацию. Но еще интереснее и полезнее читать эту книгу, подразумевая под презентацией не только традиционный и всем знакомый симбиоз короткой лекции и показа слайдов, но и один из ключевых способов человеческого общения. То есть — короткую беседу, в ходе которой вы в очень ограниченный срок должны заинтересовать собеседников своими идеей, продуктом или самим собой.
Одним из главных условий успешности презентации автор книги называет благополучное прохождение «лифтового теста». Представьте себе, пишет он, что вам надо получить одобрение (а заодно ресурсы и бюджет) своей новой идеи у одного из вице-президентов компании. Вы записались на прием, дождались назначенного времени, но в приемной внезапно натыкаетесь на вице-президента, который выходит из своего кабинета. «Очень жаль, — говорит он, — у меня незапланированная и срочная важная встреча. Изложите мне свою идею, пока мы будем спускаться к моей машине». «Сможете ли вы, — спрашивает Гарр Рейнольдс, — продать свою идею, пока едете в лифте и идете к месту парковки?» Понятно, что это скорее метафора, чем реальное требование (хотя такие ситуации случаются), и максимальная краткость не является ключевым условием успешной презентации. Зато таким условием является ее ясность и продуманность, благодаря которой сложную тему можно в случае необходимости свести к нескольким коротким главным тезисам. (Конечно, тут есть некоторое упрощение: можно легко представить себе, как Федор Достоевский за 30 секунд продает издателю сюжет «Преступления и наказания», но Льву Толстому с его «Войной и миром» поездки в лифте для презентации явно не хватило бы.) Еще одним важным качеством успешного послания Гарр Рейнольдс называет его «липкость», то есть способность легко запасть в память благодаря простой и эффектной формулировке. Он предлагает сравнить два тезиса на одну и ту же тему. Первый: «Наша цель — стать международным лидером в космической промышленности за счет инноваций, максимально направленных на команду, и стратегически нацеленных аэрокосмических инициатив». Второй: «Цель нашей нации — послать человека на Луну и благополучно вернуть его обратно до конца десятилетия». Первое послание, пишет автор книги, едва ли можно понять, не говоря уже о том, чтобы запомнить. Ведь абстракции не запоминаются и никого не мотивируют. Второе послание взято из речи президента Джона Кеннеди в 1961 году, имеет все элементы успеха и мотивирует на конкретную цель.
Хороший пример, не правда ли? Скорее всего, многие из читателей запомнят его и даже попробуют привести в назидание подчиненным. А всё потому, что здесь авторский тезис сведен от абстракции к короткой истории с хорошо всем знакомым действующим лицом. И это еще одно правило успешной презентации: «рассказывайте истории». Ведь люди — эмоциональные создания, и им недостаточно выслушать лекцию и рассмотреть информацию на слайдах. Их надо заставить чувствовать (точнее говоря, сочувствовать), а рассказывание историй — самый верный способ для этого. Гарр Рейнольдс приводит пример того, как в Японии обучают новых сотрудников компании. К ним обычно прикрепляют старшего наставника (семпая), который значительную часть своих неформальных наставлений излагает в виде историй. Так, вместо изложений правил безопасности, которые всё равно никто не запоминает, семпай рассказывает, что несколько лет назад произошло с несчастным парнем, который забыл надеть у них в цеху каску. И такая живописная картина запоминается уже надолго.
Пример из японской практики американец Рейнольдс приводит потому, что сам долгое время работал в Японии. И именно японские впечатления натолкнули его на идею создания этой книги. Во время поездки на суперэкспрессе от Токио до Осаки он, поглощая отлично приготовленный и сервированный японский обед, который в упакованном виде продают на тамошних вокзалах, увидел в вагоне через проход бизнесмена, просматривающего на ноутбуке плотные колонки текста нескольких цветов. На экране не было ни просвета, ни пустого пространства, просто слайд за слайдом или текстом. Какой контраст между подачами материала, подумал Рейнольдс: «Мой обед презентован просто, красиво и сбалансированно. Всего хватает. Ничего лишнего. Хорошо выглядит, хорош на вкус и выполняет свою задачу за 20 минут. Вот если бы то же самое можно было сказать о презентациях в бизнесе…» На самом деле суть была, конечно, не в самом обеде, а в том, что он, как и большинство явлений японской культуры, был создан под влиянием эстетики дзен.
Автор книги называет три основные из них. «Кансо» (простота) — достигается посредством тщательного отбора и исключения всего лишнего. Тут Рейнольдс цитирует японского художника, дизайнера и архитектора Коичи Кавана: «простота означает достижение максимального эффекта минимальными средствами». Второй принцип — «шидзэн» (естественность). По словам того же Кавана, он «запрещает использование сложного и чересчур вычурного дизайна». Наконец, «шибуми» (изящество), достигаемое при помощи сознательной сдержанности.
В одной из глав книги Рейнольдс сравнивает европейский парк и японский сад камней. Японский сад максимально прост и именно этим красив. Европейский парк на каждом шагу грузит прогуливающихся в нем новыми впечатлениями. То же самое происходит и с презентациями. «Иногда нас за короткое время бомбардируют таким количеством зрительных и слуховых раздражителей, что в конце мы обнаруживаем, что поняли очень мало, а запомнили и того меньше», — пишет Рейнольдс. Это верно не только в случае с презентациями.
01.06.2009
Читаем вместе (портал)
http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/review.php?book=429&pn=47
Нас учили в школе писать сочинения, но не презентации. Каждый их составляет по своему вкусу и разумению. Семинары, конференции и просто деловые переговоры теперь - рядовое явление, и таким же привычным делом для работающего офисного сотрудника становятся презентации. Большинство из них - скучные. Это обычные графики и лозунги, в лучшем случае украшенные случайными картинками, добытыми из Интернета. И вот появились учебники, в которых расписано, как это надо делать по международным стандартам.
В искусстве презентации есть что-то от рекламного ремесла. Чрезвычайно тонким и сложным делом считается сегодня привлечение внимания аудитории и концентрация ее внимания на содержании сообщения. Поэтому-то и появились факультеты и даже институты рекламного мастерства, но на рынке бизнес-образования вы все равно с трудом обнаружите курсы по созданию презентаций. Даже если вы найдете несколько объявлений об обучающих семинарах, то большая часть их будет посвящена устным выступлениям. Создание слайдов и составление их в стройную визуальную композицию до сих пор мало изучено. На фоне тысяч томов про рекламу (и сотен только о правилах создания плакатов, баннеров и журнальных постеров), вы едва ли отыщете десяток книг о том, как сделать грамотное сопровождение для своего выступления. Между тем, необходимость в этом растет. Клиентов все труднее заставить раскошелиться. Приходится на переговорах показывать графики, производить впечатление и приводить аргументы. Словом, выиграет тот, кто запомнится больше и убедит всех в своем профессионализме. А кто делает презентации для топов компаний? Референты и прочие сотрудники, искушенные в лингвистике, но не в рекламном деле. Именно для такого рода читателей и были созданы две эти книги.
Нужно отдать должное обоим авторам - на скучнейшую тему она написали полезные и совсем не скучные пособия. Эти издания во многом похожи друг на друга - общей структурой и подходом. В обеих книгах при небольшом объеме много места занимают парные иллюстрации - «как это делается обычно» и «как лучше сделать». Они наглядно демонстрируют, как превратить унылый экран с диаграммой в яркий плакат. Причем это может сделать не опытный художник, а человек, немного знакомый с обычными офисными программами Microsoft.
Обе книги практичны благодаря советам. Но речь идет не о плагиате. Они вышли из печати в январе этого года. Российский автор подписал договор о создании и представил свою рукопись настолько задолго до этого, что нельзя говорить даже о знакомстве с английским оригиналом. Но два творца почувствовали назревшую потребность делового сообщества в этой теме. Людям была нужна небольшая по объему и наглядная инструкция.
Читать учебники о презентации заранее нет смысла, а когда необходимо подготовить свое выступление, то, как правило, нет времени долго разбираться в толстом учебнике. В этих книгах четко рассказывается о уже сложившихся презентационных традициях и оригинальных находках, которые привлекут внимание людей, оставаясь в рамках негласных правил. Также коротко говорится, как в соответствии с психологией восприятия расставлять акценты и располагать картинки, совмещать тексты и схемы, не перегружая лишней информацией и не оставляя ощущение пустоты.
Но при внешней похожести в книгах есть свои отличия. Дмитрий Лазарев приводит примеры из реалий российского рынка. Гарр Рейнольдс рассказывает о международных стандартах крупнейших корпораций. Поэтому обе книги дополняют друг друга.
Американский автор представляется писателем, дизайнером и музыкантом. Для души он занимается чистым искусством, а для заработка помогает делать бизнес-презентации многим руководителям ведущих компаний из списка Fortune 500 (например, Apple Inc.). Он примешивает философию дзэн, объясняя это тем, что долгое время проживал и работал в Японии. Также углубляется в разъяснения об эстетических законах искусства. Если вы хотите познать всю глубину презентационного искусства - читайте труд Рейнольдса.
Лазарев более лаконичен и сокращает все то, что не касается непосредственно темы, поэтому его книга короче и практичнее. Она выстроена как расширенный план, и при форс-мажорной ситуации «доклад нужно было подготовить вчера» ее легко проштудировать. Автор не профессионал в дизайне, зато по образованию психолог и имеет большой опыт проведения бизнес-тренингов. Среди его клиентов - банки, крупные компании (такие как Indesit Inc., Philips, «Мегафон», «Ростелеком» и другие). Он даже некоторое время работал в известных российских банках, отвечая за развитие и подготовку персонала, а потом создал свою консалтинговую фирму. На презентациях набил руку. И даже генеральный директор ИД «Аргументы и факты» Александр Страхов признается: «Считаю, что новая книга дает читателю шанс освоить премудрости правильных презентаций и вырасти из простого пользователя PowerPoint во властителя аудитории». О том, насколько он преуспел в ярком дизайне, можно судить по его обложке, которая бросается в глаза больше, чем у американского автора.
Гарр Рейнольдс учит производить неизгладимое визуальное впечатление, Дмитрий Лазарев - «создавать ментальную карту». Для того чтобы стать мастером презентаций, нужны оба умения.